ИННОВАЦИИ
ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости

В Инженерном центре ЗабЖД прошел финал конкурса УМНИК

11 декабря в Чите в Инженерном центре Забайкальской железной дороги прошел финал конкурса по программе «УМНИК» Фонда содействия инновациям.

Как устроена применяемая в Сирии первая в РФ подлодка-робот

В акватории базы в Тартусе Военно-морской флот РФ задействовал первую отечественную подводную лодку-робот "Галтель".

Stratolaunch успешно испытала все 6 двигателей своего самолёта

На этой неделе компания Stratolaunch провела первые испытания всех шести турбовентиляторных реактивных двигателей своего гигантского самолёта, который будет служить платформой для запуска ракет-носителей.

Илон Маск выделил $15 млн на революцию в образовании

Предприниматель Илон Маск инвестировал $15 млн в программу развития глобального образования. Создатели проекта займутся разработкой ПО для обучения детей из развивающихся стран базовым навыкам чтения, письма и арифметики.

Утрата верхних конечностей перестанет быть серьезной проблемой

Утрата верхних конечностей является одной из древнейших проблем человечества, решение которой стало возможным благодаря научному и техническому прогрессу.

Принтеры российской компании печатают дома в Европе

Первые дома в Европе, созданные по технологии 3D-печати, будут напечатаны на российских принтерах.

Бензиновая эра уезжает

Решительный шаг в сторону перехода на электромобили делает Китай. Если он объявит дату перехода на электромобили,о ее можно будет считать датой финала бензиновой эры

Интеллектуальная гонка вооружений

Между Китаем, Россией и Америкой начинается борьба за лидерство в развитии искусственного интеллекта, пишут Futurism.com и WIRED.com.

Военные отработали радиоэлектронный удар на удалении 4 тысяч километров

Военные в ходе учений на Урале нанесли радиоэлектронный удар по системам связи «противника», сообщила пресс-служба Центрального военного округа.

Daimler и Bosch разработали систему беспилотной парковки автомобиля

Один из лидеров мирового автопрома — концерн Daimler и немецкий производитель бытовой техники Bosch впервые показали разработанную ими систему беспилотной парковки автомобиля.

Первая трасса для тестирования автомашин-беспилотников построена в Москве

В российской столице начал работу первый полигон, где будут испытывать отечественные беспилотные автомобили. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы.

БМЗ отправляет на БАМ для испытаний самый мощный в РФ магистральный тепловоз

Брянский машиностроительный завод (БМЗ) отправляет на Байкало-Амурскую магистраль для испытаний свою новейшую разработку — самый мощный в РФ магистральный тепловоз 3ТЭ25КМ2М.

Как устроена применяемая в Сирии первая в РФ подлодка-робот

Многоцелевой роботизированный комплекс был разработан в Институте проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН. Стоит отметить, что практическое испытание устройства состоялось еще во время саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Но то, что называется боевым крещением, "Галтель" проходит у берегов Сирии. Благодаря этой работе подводный дрон получил широкую известность после передачи на телеканале "Звезда".

На вооружении российского флота есть множество различных глубоководных аппаратов. Но все они управляются по кабелю оператором и не могут принимать самостоятельных решений. В этом и состоит уникальность "Галтели". Подключать провод к этой подлодке необходимо лишь один раз - для постановки задач перед погружением. Их выполнение происходит с помощью искусственного интеллекта.

В состав комплекса входят две автономные необитаемые подводные лодки (АНПА), телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и центр управления.

Как пояснил ведущий конструктор проекта "Галтель" Института проблем морских технологий Владимир Костенко, у каждой из АНПА автономность хода составляет 24 часа, а дальность - около 100 километров. То есть при поочередном использовании можно обеспечить непрерывное обследование акватории.

Основной задачей "Галтели" у берегов Сирии является поиск неразорвавшихся снарядов и подводных диверсионных схронов.

Перед комплексом в морские глубины отправляют подводные маяки-ответчики, определяющие координаты зоны действия. Это один из главных элементов гидроакустической навигационной системы для позиционирования аппарата под водой.

После спуска в воду "Галтель" несколько минут находится на поверхности - в ее "мозг" прогружаются поставленные миссии, а затем уходит на глубину.

В отличие от обычной роботизированная субмарина погружается не за счет набора воды в качестве балласта, а с помощью собственных винтов. Они, к слову, выполнены из мягкого материала, который не может травмировать водолаза в случае столкновения.

За 12 часов подводный дрон обследует акваторию на площади четырех квадратных километров. Подлодка может передвигаться по разным траекториям и способна обходить препятствия. Так, фиксируя приближение препятствия, командная система управления дает автопилоту задание обойти опасность. Аппарат самостоятельно выбирает путь, а затем возвращается на прежний курс.

Движение осуществляется с помощью встроенного в тело аппарата гидролокатора бокового обзора (ГБО). Она работает по принципу зрения летучих мышей - локатор посылает сигнал, он отражается от поверхности, с помощью отражений и проявляется карта морского дна вместе с посторонними объектами.

Изначально комплекс предназначался для поиска подводных мин. Но, по словам разработчиков, "Галтель" может разглядеть объект размером со спичечный коробок. Параллельно с фотографиями аппарат снимает и видеоряд. Причем съемка получается настолько детальной, что на дне Средиземного моря можно увидеть борозды от якорей и другие мелкие объекты, которые человек вряд ли смог заметить.

Все данные с аппарата поступают в рубку противодиверсионного катера "Грачонок", здесь находится временный передвижной штаб Главного управления научно-исследовательской деятельности (ГУНИД) Минобороны РФ, сотрудники которого курируют работу "Галтели".

При обнаружении во время обследования подозрительных предметов, оператор запрашивает более детальные изображения. На их получение уходит не более 10-15 минут.

При необходимости в воду опускается телеуправляемый аппарат, способный работать на глубине до 300 метров. Передавая свою картину обследования в режиме реального времени, ТНПА помогает командованию ВМФ предпринимать конкретные действия с обнаруженным предметом.

Условия Средиземного моря для "Галтели" являются экстремальными. Аппарат проектировался для работы в воде с температурой 15 градусов. Но, как оказалось, тропический пояс для него тоже не стал помехой.

К слову, благодаря российской подлодке-роботу была впервые создана детальная карта донной поверхности у берегов Сирии.


Автор: Тимур Алимов
Источник: РУССКОЕ ОРУЖИЕ